Инновационное градостроительство

Использование мела в строительстве

Монументальное устройство цоколя в Ура-Тюбе вполне оправдано, так как менее прочная конструкция вряд ли выдержит напора селевых вод, стекающих с возвышенностей, по склонам которых расположен город. Широкое употребление деревянных креплений в Фергане, очевидно, связано также и с высокой сейсмической балльностью, которая здесь ва всех районах не ниже 8.

Продольные брусья называются тагьсынч, поперечные — тагьсори. На цоколь укладывается обвязка чорчуб, которая служит основанием кладки стен.

О цоколе, как о главной части стены, которая поднимается сразу же над заполнением основания и которую мы позволим себе назвать цоколем или подножием, читаем в архитектурном трактате раннего Ренессанса. Цоколь здесь сравнивают с решетами, привязанными веревками к ногам жителей Этрусских Альп, ходящих по снегу: благодаря их ширине, ступни менее проваливаются в снег.

На Руси с укладкой первого венца совмещают обычно обряд жертвоприношения. Вероятно, это связано со специфическим содержанием всего первого, нового, начального, как и самого числа один. Сначала, согласно обычаю, плотники укладывали только один венец, после чего устраивался перерыв с угощением, во время которого плотники приговаривали: Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет. Между прочим, если плотники желают хозяевам будущего дома зла, то для этого самый подходящий момент—укладка первого венца. В этом случае они ударяют «крестообразно топором» по бревну и, держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: Так! Нихай будиць так! И тогда задуманное сбудется.

Если плотников приходилось остерегаться, то деревья могли и помочь строительству. В славянских обрядах при закладке нового дома крестьяне на предназначенном для того месте прежде всего втыкали в землю или просто сажали с корнем какое-либо дикорастущее дерево, например березу или рябину за ее крестообразную форму листьев. В некоторых районах, например в Сургуте (Сибирь), ставили в переднем углу маленькую, цельную, с корнем кедринку (кедр), приговаривая: Вот тебе, мать-соседушка (домовой дух), теплый дом и мохнатый кедр!

На Верхней Волге, в районе Мелож, соорудив цоколь, в середину сруба при закладке ставили березку или елку с иконой, Калужской губернии — дубок, Дмитровском крае — рябину, причем не просто так, а возле стола на месте будущего переднего угла, Тульской губернии под передней и задней стенами закапывали высокий репей, Вологодской губернии посреди строящегося скотного двора ставили елку. Такие деревья должны были стоять посреди сруба в течение всего времени строительства. Когда воздвигали стропила, пишет академик Б. А. Рыбаков, то дерево укрепляли на щипце кровли — месте будущего конька.

При укладке первого венца следили, куда при рубке зачаточного венца первая щепка полетит: если внутрь четырехугольника, то всякая прибыль будет приходить, а не уходить из дома. Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно было собрать в середину четырехугольника. Тогда в доме будут знать, что происходит за его стенами, и неизвестно будет на улице, что делается в доме. Может быть, отсюда и пошло: не выносить сор из избы.

Возврат к списку