Жилые комплексы в послевоенный период

Строительство в Подольской губернии

Первым во двор построенного дома пускается петух, а в саму избу — кошка; петух, чтобы коровы дойными были, молоко и масло получались вкусными; кошка, чтобы первой встретить своего хозяина на том свете. В Подольской губернии, прежде чем в новый дом вселиться, впускают черного петуха и курицу. Иногда животные ночуют в новом доме и долже. У белорусов в течение б дн.: в первый день — петух и курица, во второй — гусь или кот с кошкой, в третий — поросенок, в четвертый — овца, в пятый — корова, в шестой — лошадь. И только на седьмой день хозяин с огнем и хлебом пли тестом входит в дом.

Часто одни и те же приемы и магические действия, связанные со строительством, у разных народов имели прямо противоположное значение. Так, в средневековой Италии и во Фландрии в XVIII в. сооружение мостов, как и возведение соборов, считалось делом богоугодным и служило основанием для получения индульгенции — отпущения грехов. А в Испании в строительстве такого сложного сооружения, как мост предполагалось соучастие дьявола. За свою помощь он требовал жертвы, каковой оказывалось первое же живое существо, ступившее на мост: оно могло погибнуть. Хитроумные испанцы вначале прогоняли по новому мосту черную кошку. Тем не менее при переходе через него они (на всякий случай) обязательно произносили молитву или заклинание. Очевидно, определенную роль тут по-прежнему играла неуверенность в прочности сооружения.

Существует придание, по которому в Туркмении стены мазара при постройке неоднократно обрушивались, и здание было возведено лишь после того, как из самой Мекки, т. е. за тысячи километров, были привезены глина и даже вода и смешаны с местным строительным материалом.

Жертвы «строительным» духам приносили во многих странах. Принесение в жертву лошади — древний осенний обряд. Лошадиную кровь и хвост римляне приносили на хранение в царское жилище, подобно тому как жители Германии прибивали жертвенного петуха к фасаду дома.

Славяне считают, что всякая изба находится под покровительством   духа — домового.   Поэтому   при   закладке   дома духам приносили обильные жертвы, например поливали опорные камни фундамента кровью зарезанного петуха, под углы нижнего венца бревен помещали монеты,, для «оберега» от нечистой силы закладывали ладан, для тепла — клочок шерсти. Помещали также горсть зерна или воск. Известно, что иногда под угол укладывали конскую голову.

Были предрассудки и жестокие. Предполагается, что на ранних этапах у славян не исключены человеческие жертвоприношения при закладке крупных строений. Д. К. Зеленин приводит отрывок из христианского нормоканона, свидетельствующий как раз о таком обычае: При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание —12 лет церковного покаяния.

По польскому обычаю, клали на место будущего дома на некоторое время хозяина дома. У чердынских и Соликамских коми-пермяков при постройке дома обыкновенно обещали закопать одного из плотников. Впоследствии, правда, человека тут заменили мелким животным — поросенком, гусенком, петухом или же деревянными куклами, которых плотники закладывали в основание дома, предварительно расколов их головы и обмазав их кровью.

Возврат к списку