Жилые комплексы в послевоенный период

Строительство 9в

В сказках европейских народов можно обнаружить различные варианты легенды о женщинах, замурованных в стенах построек. Венгерская баллада о каменщиках так повествует об этом обычае:

Было их, было двенадцать по счету,

Каждый на крепости Дэва работал,

Стены из камня они воздвигали,

Только те стены недолго стояли:

За день поставят — разрушатся ночью,

За ночь поставят — разрушатся утром.

Калеман дал нерушимое слово:

— Чья бы жена ни явилася первой —

Камнем обложим ее, замуруем

И обожжем, чтоб, скрепленная кровью,

Наша твердыня стояла вовеки...

«Строительная жертва» (Bauopfer) известна у народов всех материков. Существует легенда о старом рыцарском замке на берегу Балтийского моря в Гансале, где, по преданию, в стене замурована девушка. В китайском народном сказе «Белая змейка» говорится о красивой и отважной женщине в белом, которая в борьбе за свободу и счастье была замурована злым монахом Фа Хаем под пагодой Лэйфэнта. Как ни удивительно, подобные легенды не только плоды фантазии. Тому имеется достаточно доказательств.    Например,; при реконструкции Блэкфриерского моста в Лондоне в сваях были обнаружены человеческие кости.

Согласно широко распространенному обычаю, людей приносили в жертву и хоронили под фундаментом, чтобы придать зданию большую прочность и устойчивость или охранить его от врагов. Но известны также случаи, когда закапывали добровольцев.  В  середине XIX в.  некий  матрос по имени Джон Джексон наблюдал такую сцену на острове Фиджи. Туземцы, перестраивая дом местного вождя, привели каких то людей и заживо закопали их в ямы, где были поставлены столбы для дома.  Люди   стояли,   обхватив  руками   столбы. Изумленному матросу объяснили, что дом не сможет долго : продержаться, если люди не будут постоянно поддерживать его столбы и что если люди решили пожертвовать жизнью, чтобы подпирать столбы, то сила жертвы побудит богов со- i хранить дома.

Исследователи    заметили,   что   происходила    эволюция жертвы, замена человеческой жертвы животными, что, в свою й очередь, привело к тому, что жилище стали уподоблять телу; жертвенного животного. У восточных славян в таком качестве были конь, петух и курица. В 1953 г. в Новгородской археологической   экспедиции   ИИМК  были  обнаружены   конские черепа в основании целого ряда срубов, сооруженных в X— Г XIV вв. Возможно, что в жертву приносили и рогатый скот — быка или козла, клали в фундамент и кабана.

Сохранилось поверье о том, что новый дом всегда строится «на чью-нибудь голову». Поэтому, кстати, при переходе в новый дом отрубали на пороге избы голову у курицы, которую после в пищу не употребляли. Бывало, для предотвращения несчастья при закладке домов закапывали куриную голову под главным углом дома.

Судя по европейским примерам, собранным П. Сарторном, наряду с упомянутыми животными в жертву дому приносили также овец, коз, собак, кошек, зайцев, лягушек, змей.

При закладке домов в основание клали деньги (монеты), ладан, шерсть, зерно, куски хлеба. Деньги — для богатства, шерсть — для тепла, ладан — для святости. Во Владимирской губернии монеты и ладан клали под первый венец, под матицу, под оконные подушки. На Украине при закладке дома «пьют закладшины» и при этом кладут иногда в ямы для стояков в углах хаты деньги, живо и шерсть. В Белоруссии, чтобы предохранить дом от пирунов, кладут ладан, «свянцонные зелки» или хвойные ветки. С зелками хорошо положить «по жмени» первой муки, смолотой не где-то, а на новой мельнице или хотя бы в новых «жернах».

Возврат к списку