Жилые комплексы в послевоенный период

Традиционное строительство

Все помнят сказочную избушку на курьих ножках, которая стоит без окон, без дверей. Исследователи считают, что избушка на курьих ножках ни что иное, как избушка ветряной мельницы. И действительно похоже. Сруб, могучие крылья, вал, шестерни, ступы и песты держатся на одном массивном столбе, глубоко врытом в землю (курья ножка?). Более того, чтобы ветряк работал, необходимо крылья поставить по ветру, повернув весь сруб вокруг оси с помощью бревна-воротила. Почти как в сказке: Избушка, избушка! Оборотись к лесу задом, ко мне передом.

Впрочем, есть и другие аналогии. В деревне Стрельниково Костромской области изба, которая существует более двух столетий, была построена на «курицах», или пнях. По-видимому, вид пня, связанного с землей выступающими на поверхность корнями и напоминающего по форме куриную ногу, тоже мог послужить основанием для возникновения в народных сказках образа избушки на курьих ножках.

Забота об устойчивости сооружений присуща и многоопытным, научно подкованным строителям наших дней. Хотя по-прежнему бытуют народные примеры и суеверия. Когда группа муниципалитета города Симатио в Японии знакомилась с ходом строительства автодорожного тоннеля, рабочие не пустили туда женщину-депутата. Они считали, что женщина на стройке, как и женщина на корабле, приносит несчастье.

И сейчас широко распространено убеждение, что от числа 13 ничего, кроме плохого ждать нельзя. Так, в 1930 г. несколько тысяч лондонцев подписали петицию с просьбой снять с домов все тринадцатые номера. В США и других странах некоторые высокопоставленные чиновники не входят в комнаты с номером 13. Во многих домах там нет тринадцатых номеров и этажей.

Действительно, обычаи живучи. Например, Владимир Набоков в одном из своих рассказов пишет: ...можно вспомнить, как снесли старую школу в конце села и построили новую. Закладка, молебен на ветру. К- Н. Годунов-Чердынцев, бросивший золотой, монета влипает ребром в глину. Совсем как суеверные обычаи Ассирии, где при строительстве на первые ряды кладки бросали амулеты.

Как видим, верования, связанные с прочностью жилища человека, с другими его сооружениями, имеют те же корни, что и все остальные суеверия. Главная причина тут — незнание естественных закономерностей и их сложных причинно-следственных взаимосвязей. Когда люди их познавали, многие мистические представления в этой сфере уходили в прошлое. При этом часто сохраняющиеся еще суеверия причудливо переплетались с вполне   реальными   взглядами,   имевшими практическое полезное значение.

Сегодня, когда достижения науки помогают точно рассчитывать прочность будущих сооружений, поднимающихся даже на сотни метров над землей, перекрывающих широкие реки или морские   заливы,   выбирать   наиболее   подходящее для строительства место, люди уже более уверенно говорят: мой дом — моя  крепость.    А подавляющее большинство идущих из далекой древности верований, связанных с жилищем, исчезает в тумане прошлого, оставляя лишь поэтические воспоминания и красивые обычаи. В наши дни поэт Евгений Евтушенко пишет:

Есть обычай строителей,

древней Элладой завещанный: если строишь ты дом,

то в особенно солнечный день должен ты

против солнца

поставить любимую женщину и потом начинать,

первый камень кладя в ее тень. И тогда этот дом не рассохнется

и не развалится...

Еще Гете заметил: Суеверие — это поэзия жизни.-В самом деле, ведь, например, зелень в доме — это всегда приятно, а конек на крыше красив, если, конечно, мастер постарался.

Возврат к списку